Omega45 (omega45) wrote,
Omega45
omega45

Неотельная Турция. ч.10 - Древний Эфес

Ознакомившись с Бодрумом, мы были готовы к изучению окрестностей, то есть к экскурсиям по интересным местам, расположенным относительно недалеко.

Краткое отступление: всех туристов, прибывающих по пакетным турам (т.е. путевки купленные у туроператоров, а не самостоятельные поездки), по прибытию в отель начинают "окучивать" отельные гиды вашей турфирмы. У нас это был "Анекс-тур". Называется все это красиво - "информационная встреча", и по сути должна помочь туристу быстрее адаптироваться к незнакомому месту. То есть тебе должны рассказать - куда ты попал, что делать в той или иной ситуации, рассказать полезную информацию о городе, местных жителях, традициях и правилах поведения. По факту же, часто эти встречи имеют формальный характер, где тебе говорят, что в случае чего звоните по данному номеру и начинают агитировать купить у них экскурсии. Пугают, что если купите экскурсию в уличном агентстве, то вы будете незастрахованы о рисков и т.д. По сути - это развод купить точно такую же экскурсию дороже чем на улице. Новички может и поведутся на это, но мы уже знали об этом, поэтому все притязания на наши денежки отвергли. У гида решили купить только дайвинг, так как она гарантировала русскоязычного инструктора, да и цена была ненамного выше, чем у других (кстати это оказалось правдой, но об этом в других частях).

Еще до поездки я прошерстил интернет, нашел сайты экскурсионных агентств в Бодруме, сравнил цены. В результате остановил свой выбор на двух агентствах в соседнем Гюмбете - Tii-tur https://www.google.ru/maps/@37.035042,27.4003841,3a,75y,313.16h,74.65t/data=!3m6!1e1!3m4!1symp6fm9-r543DrovLMAWDw!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru и LuxuryBodrum http://www.luxurybodrum.ru/

В Гюмбете до этого мы не были, поэтому решили ехать не на маршрутке-долмуше, а на такси. Тем более, что стоянка такси прямо около нашего отеля. В отличии от России, бизнес таксистов в Бодруме более цивильный - никаких частников, все машины окрашены в желтый цвет, все оборудованы счетчиками, находятся на определенных стоянках, типа станций. Как автобусы, только лично для тебя. Поездка от отеля до соседнего поселка обошлась около 30 лир.

Когда добрались до места, где должен был находится офис LuxuryBodrum, то оказалось, что он закрыт. Ни вывески, ни бумажки с объяснениями причин - ничего. Решили идти во второй - Tii-tur. Пройдя мимо по улице несколько метров увидели еще один офис по продаже экскурсий - Blue Dream Tour. https://www.google.ru/maps/@37.0336093,27.4008008,3a,75y,12.29h,74.08t/data=!3m6!1e1!3m4!1sGs8vZ33kpYYWUQSY2WRkKw!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru

Покупать там мы ничего изначально ничего не планировали - хотели просто узнать, что случилось с их коллегами из "Люксури-Бодрум". В офисе сидел скучающий турок, который ни слова не понимал по-русски, да и по-английски говорил так, что половину слов было не разобрать. На помощь пришел продавец из соседнего магазинчика, который вполне сносно говорил по русски. По внешнему виду он больше напоминал "спасателя Малибу" - длинноволосый и накаченный, чем на продавца чипсов, сигарет и тапочек. В ходе беседы, где перемежались русские и английские слова, удалось выяснить, что "Люксури-Бодрум" временно зарыт из-за болезни хозяйки, но если мы не против, то он с радостью продаст нам нужные экскурсии. Он уверил, что там обязательно будет русскоязычный гид. Риск - дело благородное, поэтому мы решили, что купим у него пару экскурсий - двухдневную в Эфес-Памуккале и однодневную в Дальян. Нам выписали квитанции (ваучеры) - все по честному.

19 сентября наступил день выезда на двухдневную экскурсию. В ваучере было указано, что выезд в 6 часов утра. Мы встали заранее и отправились на ресепшен. Время текло, а за нами никто не приезжал - 6 часов, 6-15, 6-20... В голову полезли нехорошие мысли, что нас кинули. В это время подъезжали другие автобусы и забирали из нашего отеля других туристов. И вот в 6-40 подъехал небольшой микроавтобус. Слава тебе Господи - это за нами. Мест в бусике не было, водитель попросил потерпеть десять минут. Ок, потерпим. Действительно, через десять минут нас привезли за город, где находился своеобразный "сборный пункт" - туристов, собранных из разных отелей рассаживали по разным автобусам, кого-то в Эфес, кого-то в Дальян, кого-то еще куда-то. Народ метался от автобуса к автобусу, пытаясь понять куда им садится. Минут через тридцать нас все же посадили в один из автобусов и мы отправились. Нашего гида звали Светлана. Она уже много лет назад переехала из России и живет в Турции. Дорога до Эфеса была около 2-х часов.

По пути нас завезли в придорожное кафе, чтоб позавтракать. Кафе оформлено в деревенском стиле. Имеется небольшой магазинчик, где можно купить шапку из крашеного войлока

К древнему Эфесу мы подъехали около 11 часов.

Гид Светлана очень подробно рассказывала о истории данного места. Прямо у входа за турникетом находится план древнего города. Интересно было посмотреть на то место с "высоты птичьего полета".

Мне до этого дня приходилось смотреть различные развалины - на Кипре, в Греции на Крите и весной в Сиде. Но Эфес - это место, которое легко переплюнуло вышеупомянутые древности. Конечно, тысячи лет истории не прошли незаметно, город сильно разрушен. Но в тоже время, много построек сохранились очень хорошо.

В Эфесе сохранилось ДВА античных театра. Первый "Одеон" - небольшой на 10 тысяч зрителей.

Пройдя по старинной аллее, мы приблизились в храму Димитиана и храму богини Ники.

Кругом обломки статуй, столбы исписанные древними надписями и даже "рог изобилия"

Затем мы подошли к "Воротам Адриана" и "Храму Адриана"

Затем нам показали древний туалет. В древние времена туалет был чем-то вроде "беседки". Народ там собирался и обсуждал последние сплетни и новости.

Двигаясь по другой аллее дальше, мы постепенно приближались к главной достопримечательности Эфеса - библиотеки Цельса.

Библиотека Цельса реально впечатляет своей грандиозностью.

Пройдя через ворота рядом с библиотекой, вы оказываетесь на месте, где раньше находилась городская площадь - Агора. Тут торговали, обсуждали новости.

В самом уголку, рядом с воротами за решеткой спрятали статую богини Артемиды и какие-то барельефы. Близко к ней не подпускают, удалось сфотографировать через прутья решетки.

За городской площадью находится еще одна аллея, которая ведет ко второму античному театру - уже на 25 тысяч зрителей. Он реально огромный. Чтоб оценить его размеры - фотографировать надо издалека.

На этом осмотр Эфеса был закончен. Лично мне времени не хватило. Я бы еще побродил. Из-за ограниченности времени, осмотр был поверхностный. Но даже этого краткого осмотра хватило понять, насколько большой это был город. Раскопки до сих пор продолжаются, со слов гида - откопано не более половины. Все остальное все еще находится под землей.

После осмотра Эфеса нашей группе было предложено посетить "Дом Богородицы". Согласно преданиям именно тут, в окрестностях Эфеса, провела свои последние дни перед смертью мать Иисуса Христа - Мария. Место очень почитаемое христианами различных направлений - православными, католиками, протестантами и т.д. "Домик Богородицы" очень охраняется - кругом смешанные патрули (полиция и военные).

Если Эфес находится в долине, то дом матери Иисуса наоборот - высоко на горе в лесу. Там очень свежо и спокойно, нет изматывающей жары. Очень хорошее и красивое место.

Сам домик Богородицы небольшой, сложен из камня. Фотографировать внутри строго запрещено. За порядком внутри следит специальный служащий. Гид посоветовал нам взять каждому по паре свечек - одну зажечь тут и оставить, а вторую взять с собой домой.

Ниже уровнем от домика находятся четыре святых источника, где все желающие могли набрать воды. И рядом с источниками - "доска желаний". Все писали записки с просьбами к святой. Периодически священники собирают эти записочки и молятся за то, чтоб просьбы сбылись.

На этом экскурсионный день закончился. Нас покормили обедом. Затем те, кто брал экскурсию только в Эфес, поехали обратно в свои отели, а нас "двухдневников" пересадили в другой автобус и повезли в Памуккале. Но об этом в следующей части.