Omega45 (omega45) wrote,
Omega45
omega45

Categories:

Испанские каникулы. Каталония. Реус. ч.1

На 21 сентября у нас была намечена самостоятельная поездка в соседний городок Реус. Находится Реус всего в 25-30 минутах езды от Салоу, автобусы ходят туда-обратно практически каждый час. Так что ничего сложного в этой поездке для нас не было.

Из вики: «Ре́ус (кат. Reus) — муниципалитет в Каталонии, входит в провинцию Таррагона в составе автономного сообщества Каталония. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Баш-Камп и является районным центром. Занимает площадь 53,05 км². Население на 2010 год — 106 662 человека. Расстояние до административного центра провинции г. Таррагона — 14 км, до г. Камбрильс — 12 км, до г. Салоу — 10 км, до г. Ла-Пинеда — 8 км, до Барселоны — 108 км.»

Реус меня заинтересовал по трем причинам — во-первых это родной город Антонио Гауди, а во-вторых этот город считается колыбелью архитектурного стиля модернизм (он же арт-нуар), и в городе очень много зданий данного стиля, а в-третьих - этот городок славится своим вермутом. Не нужно смеяться над последним — испанский вермут это не та бодяга, которая продается у нас в России под этим названием. Это вполне благородный и уважаемый напиток. А уж вермут из Реуса — в Испании и Каталонии считается одним из лучших. И в Реусе есть даже Музей вермута.

Не буду лгать, что по приезду в Реус мы имели четкий план действий (куда идти и что смотреть), но в отличии от прошлых поездок (Таррагона, Валенсия и Барселона) у меня в тот день имелась распечатка скачанной из интернета карты Реуса с достопримечательностями (см.ниже). И хотя качество этой карты было так себе, все же это было лучше, чем совсем ничего. Судя по карте основные точки находились в центре, а значит идти нужно было туда, а там уже действовать по обстановке. Тем более, что нас никто не торопил, время не поджимало — ходи да смотри. Самый распространенный маршрут для пеших прогулок по Реусу — «Путь модерна» или «Дорога модернизма». Начинается он от автовокзала. До центра Старого города идти минут десять. Если следовать этому маршруту, то можно увидеть все значимые здания эпохи модернизма. Распечатанная карта, как раз и была с указанием данного маршрута. Впрочем, мы не собирались идти строго по маршруту, намереваясь делать небольшие отклонения с него, чтоб увидеть не только здания в стиле модерн, но и другие достопримечательности.



Реус встретил нас не очень приветливо — с ночи шел дождь, и к нашему прибытию небо оставалось пасмурным, пролетали отдельные капли, а улицы были влажными. Сверившись с картой, мы решили пройти от автостанции немного вперед, а затем свернуть налево на улицу Avinguda de Pere el Cerimoniós, дойти до авеню Де Ла Салле (Avinguda de la Salle) и по нему следовать до Площади Пастушки (Plaça de la Pastoreta ) и прийти в центр города. Делов то… казалось бы. Тем более имея на руках карту. Хреновую, но карту.

Рассказывая в предыдущих частях про Салоу, я упоминал о том, что в Каталонии очень много перекрестков имеют круговое движение. Поверьте — в Реусе их не меньше чем в Салоу, а может и больше. И вот на одном из этих «колец», вместо того, чтоб повернуть направо и выйти на улицу Де Ла Салле, мы прошли прямо, и свернув там направо, оказались на проспекте Милосердия Passeig de Misericòrdia, а ведет этот проспект ну никак не в центр… Но узнали о своей ошибке мы чуть позже. А пока довольные шлепали по улице, пытаясь сверять окружающий нас пейзаж с картой. Прошагав около 300 метров, начали закрадываться первые сомнения — по отметкам на карте должен был появится антикварный рынок, который собирается на проспекте каждые выходные. А рынка не было. Ни одного лотка с антиквариатом на всем пути нам не встретилось. Мысль о том, что мы идем не туда, в тот момент еще не зародилась — подумалось, что либо торгашей разогнала погода, либо просто очередная испанская «сиеста» (время безделия).

Окончательно поняли, что мы идем не туда, когда дорога внезапно закончилась тупиком, упирающимся в парк. На карте никакого тупика не должно быть. Как впоследствии я узнал, парк имел название Parc del Centenari (Парк столетнего юбилея). Что за юбилей — это мне не известно. Парк огибал полукольцом очередную площадь с кольцевым движением. На противоположной стороне от парка была церковь, выходящая фасадом прямо к дорожному кольцу. Площадь называлась именем Святилища милосердия (Plaça del Santuari de Misericòrdia), ну а храм, соответственно - Церковью Милосердия Божией Матери (Mare de Déu de la Misericòrdia). На карте ниже зеленым пунктиром отмечен предполагаемый путь, а коричневым — наш реальный.













С площади Милосердия мы двинулись в северном направлении по Авеню Каталонских земель (Av. dels Països Catalans). Улица ничем не примечательная — обычные многоэтажные коробки с редкими магазинами на первых этажах, стены и заборы расписаны граффити. Если убрать вывески на испанском и каталонском — мало отличишь от любого российского города (скрин с гугло-карт)



Прошагав около 200 метров, на пересечении с улицей Заботливых отцов (Carrer del Pare Manyanet) мы увидели памятник, надо полагать, как раз «заботливому отцу с ребенком».



Толку от бумажной карты не было, так как находились мы вне зоны распечатанного участка. Поэтому, чтоб сообразить где мы находимся, пришлось включать навигацию на смартфоне. Когда высветилось наше местоположение, то стало понятно, что мы идем не в центр, а движемся параллельно центральной улице по западной окраине, и для продвижения в центр нужно было поворачивать направо. Что мы и сделали - на очередном кольце свернули на улицу имени каталонского историка, археолога и филолога Антонио Де Бофарулла (Carrer d'Antoni de Bofarull).

Сразу за поворотом начиналась территория частной католической школы со спортивным уклоном Pare Manyanet. Вся территория была огорожена бетонным забором высотой в человеческий рост, плюс над бетонным ограждением еще была установлена металлическая сетка высотой еще метра два минимум. Не смотря на такое серьезное ограждение, сами ворота на территорию оказались открыты и мы зашли туда — так как через сетку виднелось какое-то старинное здание и мое любопытство пересилило. Сразу за воротами было большое футбольное поле, где ребятня под руководством тренера гоняла мяч. К сожалению близко к старинному дому подойти не удалось — он тоже был огорожен.





Разочарованные мы пошли к выходу с территории школы. В это время у ворот появилась женщина, которая привела своего ребенка. Не надеясь особо на взаимопонимание (как мы к этому времени убедились, испанцы не очень владеют английским, особенно вне туристических мест), я все же обратился к этой женщине с просьбой с ориентировать нас в направлении центра. И каково же было наше удивление, когда оказалась, что эта женщина бывшая наша соотечественница, которая более десяти лет живет в Каталонии. Судя по всему она была удивлена (и обрадована) не меньше нашего. Мы немного поболтали, и она решила нам не только показать направление, но даже вызвалась нас проводить, чтоб мы опять куда-нибудь не забрели.


Она довела нас до дорожного кольца на Площади Ганди (Plaça de Gandhi) и сказала, чтоб мы двигались до следующего кольца (Plaça de l'Antic Velòdrom), а оттуда мы прямиком должны были выйти к Плошади Пастушки (Plaça de la Pastoreta), находящейся на пересечении с той улицей, по которой мы пришли (Passeig de Misericòrdia) с проспектом Де Прим (Passeig de Prim) и улицей Avinguda de la Salle.

Больше мы не плутали и наконец-то мы вышли на ту самую улицу — проспект Прим (Passeig de Prim), по которой и был проложен первоначальный маршрут запланированной прогулки по городу. Настроение значительно улучшилось, так как оно было испорчено потерянным временем. С другой стороны, если бы мы не ошиблись дорогой, то не увидели бы ни церковь Милосердия, ни повстречались бы с дружелюбной бывшей соотечественницей. Что ни делается — всё к лучшему.


Если окраины города мало чем отличались от любого другого города, о чем я упоминал выше, то чем ближе мы приближались к центру города, тем здания становились интереснее. Например пиццерия «Telepizza” находилась в кирпичном доме, отделанном снаружи природным камнем.



За пиццерией проспект Прим плавно изгибался вправо и менял свое название на Проспект Саньера (Passeig de Sunyer). Сразу за изгибом слева находилась большая парковка, а на пешеходной части проспекта (напротив парковки) наконец-то я увидел продавцов антиквариата. К сожалению их было немного, да и у тех, кто стоял, товара было маловато. Ничего интересного я там не увидел. Возможно в другие дни торговцев бывает больше и товара тоже. Но не в тот день.



Мы перешли через проезжую часть и вышли на эту парковку. С одной стороны к ней примыкал особняк Estació Enològica, в котором сейчас располагается винодельня - Consell Regulador de la Denominacio D'Origen Catalunya





А с другой стороны парковки — не менее интересное здание публичной центральной библиотеки имени Ксавьера Амороса (Biblioteca Central Xavier Amorós). Здание имеет свою историю: ранее тут располагалась (что бы вы думали?) скотобойня Escorxador

Из сети: «Построенная на земле, конфискованной у монастыря Святого Иоанна и ранее отведенной под сад, Скотобойня Реуса является ярким примером промышленной архитектуры Испании конца XIX века. Она является одним из пунктов экскурсионного «пути модернизма», который проходит через главные архитектурные достопримечательности Реуса начала XX века, времени, когда в силу вступили принципы модернизма.

Разработкой проекта Escorxador занимались три архитектора – Франсеск Солер, Педро Боррас и Пере Кансэллес-и-Тарратс. Последний из них являлся главным основоположником облика города и создал многочисленные достопримечательности Реуса. План здания скотобойни был создан в 1889 году, а строительство окончилось к 1894 году. Оно сочетает в себе кладку камня и кирпича, а оконные проемы декорированы железной решеткой. Сегодня в стенах этой достопримечательности Реуса разместилась Городская библиотека (Biblioteca Central Xavier Amorós de Reus), а также офис Университета Каталонии (Universitat Oberta de Catalunya).

Несмотря на то, что Скотобойня Реуса утеряла свою первоначальную планировку, некоторые элементы остались практически в нетронутом виде, например, чугунные столбы, которые служат опорой для крыши. С технической и инженерной стороны, здание было совершенно. Центральный просвет на крыше обеспечивал хорошую вентиляцию помещений и служил дополнительным источником света. Однако система освещения в сооружении была модернизирована, а старый неф и помещения для убоя скота и вовсе снесены.»

https://espanarusa.com/ru/hedonist/ad/hedonist/categories/Soul/curiosities/534970



Пройдя мимо библиотеки, мы обогнули территорию вышеупомянутой винодельни по кругу. Винодельня, как и библиотека тоже имеет свою историю: «Дом Estació Enològica является одним из знаменитых работ Пере Касселес-и-Тарратаса. Этот известный каталонский архитектор внес огромный вклад в архитектуру Испании, в частности многие памятники культуры Реуса – это результат его творческой деятельности. Дом возводился в течение четырех лет, а строительство началось в 1909 году.

Перечисляя важные достопримечательности Реуса, каждый гид упомянет об этом важном объекте. Здание Винодельни является одним из пунктов «пути модернизма», который наглядным образом представляет главные памятники архитектуры Реуса начала XX века, на который пришелся расцвет эпохи испанского модернизма. Оно было построено на неиспользуемой территории монастыря Сан-Хуан. Помимо основного дома с пышными фасадами к нему прилегает двор, занимающий целый квартал. Изначально Estació Enològica предназначалось для размещения школы сельского хозяйства, но в итоге в ней был размещен научный центр по изучению методов виноделия.

За кирпичным фасадом этой достопримечательности Реуса скрываются старинные кабинеты, классы, лаборатории. В их главе стоял винодел Клаудио Оливерас, а Реус занимал лидерские позиции в Каталонии по оснащению научно-исследовательского винодельческого оборудования. В архитектуре здания Винодельни присутствует множество интересных элементов: каменный постамент в стиле модерн, лепнина в виде виноградных лоз, ажурный парапет на уровне второго этажа и роскошная геральдика под крышей.»

https://espanarusa.com/ru/hedonist/ad/hedonist/categories/Soul/curiosities/534954







Пройдя по кругу и оказавшись вновь на проспекте Саньера, мы пошли дальше и вышли на очередную площадь-кольцо Placa del Nen de les Oques, в центре которой был одноименный памятник-фонтан Monument del Nen de les Oques (Памятник ребенку с гусем). Подобный памятник мы уже видели в Таррагоне.



Буквально метров через пятьдесят от кольца с фонтаном с правой стороны мы увидели огороженный кованным забором особняк. Бумажная карта, которая к тому времени уже перестала быть совсем бесполезной, давала подсказку — это здание учебного заведения. Точнее — общественного колледжа Прат-Де-Ла-Риба (Colegio Público Prat de la Riba). Здание было построено в 1911 году в стиле модерн архитектором Пере Касселес-и-Тарратс (Pere Caselles i Tarrats). Назвали школу в честь испанского политика Энрика Прат де ла Риба (1870-1917), который был активным представителем политической и культурной деятельности Каталонии, и являлся одним из основателей движения каталонских националистов в конце XIX столетия.











Сразу за зданием колледжа находилась просторная площадь, в центре которой было здоровенное здание местного центрального рынка (Mercat). А напротив него симпатичное здание под названием «Дом Сарда» (Casa Sarda). Здание было построено в 1896 году в стиле раннего модернизма. Автор проекта дома – уже упоминавшийся выше архитектор Пере Каселлес-и-Тарратс. В оформлении фасада здания он применил элементы готики и мавританской архитектуры. Окна верхних этажей обрамлены арками в форме трилистника, а верхняя часть фасада увенчана десятью консолями с цветочным орнаментом. Дом был построен по заказу каталонского поэта по фамилии Сарда (Josep Sardà i Cailà) и получил это имя.





Сразу смотреть рынок мы не пошли, а прошли чуть вперед, так как там виднелось здание церкви. По внешней архитектуре оно походило на очередной готический собор, но когда мы вышли к фасаду строения, то оказалось, что это баптистская церковь — над центральным входом висел плакат с изображением Хуана (Иоанна) Баптисты. Официальное название храма - Церковь Святого Иоанна Крестителя. Первый камень этой достопримечательности Реуса был заложен в 1911. Храм строился по проекту все того же архитектора Пере Касселеса, по заказу священника отца Хокунда Бонета 23 июня 1932 архиепископ Франциско Видал Барракер возглавил торжественное открытие церкви. Однако хотя официальное открытые состоялось, по факту церковь полностью до настоящего времени не достроена и отдельные работы до сих пор ведутся.







После осмотра церкви снаружи (внутрь идти не решились) мы все же зашли в рынок, чтоб посмотреть на ассортимент предлагаемых товаров. Покупать мы ничего не собирались — было чисто обычное любопытство. Каково же было мое удивление, когда среди привычных уже хамонов и оливок, мы увидели в продаже грибы, и не какие-нибудь шампиньоны, а наши родные маслята. Вот тебе и раз… В остальном ничего примечательного на этом рынке мы не увидели — только продуктовая линейка товаров. Ни промышленных, ни сувенирных изделий там не было.









Разочарованные мы вышли из рынка, и пошли вдоль рынка по улице поэта Сарда (Carrer de Josep Sardà i Cailà) в сторону улицы св.Хуана (Carrer de Sant Joan). Прямо на перекрестке этих двух улиц находился очередной дом с историей — Дом Гасуля (Casa Gasull).

Из сети: «Дом был построен в 1910 году по желанию одного крупного торговца оливкового масла Феликса Гасуля (Félix Gasull). В этом доме должна была размещаться штаб-квартира компании, которую Феликс унаследовал от своего деда, основавшего бизнес в 1835 году. Как и во многих каталонских домах того времени, верхний этаж здания предназначался для жилья, а нижний выступал в качестве производственного и складского помещений. Вместе с Феликсом Гасулем в доме проживали и его сыновья-близнецы, которые недолго оставались в нем после смерти отца.
Как гласят архивные описания Реуса, Феликс Гасуль был убит в кабинете собственного дома в разгар анархических волнений. Интересно то, что его сыновья продолжили торговое дело, а в настоящий момент бренд Felix Gasull широко известен за пределами Каталонии.»






Рядышком с домом Гасуля, стена к стене, пристроился еще одно известное строение в Реусе — дом Рулля (Casa Rull). Дом был построен в 1900 году по заказу юриста Пере Рулля. Проект здания разработан Луисом Домеником и Монтанером, который внес свой вклад и в другие архитектурные достопримечательности Реуса. В 1925 году Casa Rull перешел в собственность Городского Совета, а в настоящий момент в его стенах работает офис городского Управления культуры. Архитектура дома совмещает модернистский, неоготический и эклектический стили.



Чуть дальше по улице св.Хуана, на противоположной стороне от домов Гасуля и Рулля, есть небольшая площадь имени доктора Антони Сабатера (Placa del Doctor Antoni Sabater), на которой стоит изваяние гигантского индейца (Monument al Gegant Indi). Памятник индейцу в Реусе установили в 1993 году в честь праздника Города гигантов (Ciutat Gegantera). Этот праздник проводится в Каталонии с 1985 года, и его главными героями являются различные огромные фигуры. Памятник выполнен из бронзы и имеет высоту 3,5 метра. Для того, чтоб показать, что индеец гигант, рядом для масштаба установлена бронзовая фигура мужчины в человеческий рост. Рядом с памятником можно увидеть большой камень, на котором на табличке высечено: "Реус, город гигантов Каталонии" (Reus, ciutat gegantera de Cataluny)



С восточной стороны площади Антони Сабатера находится небольшое здание медицинского учреждения - Hospital Vell Reus



Чуть дальше, по этой же стороне улицы св.Хуана, на перекрестке с улицей Пере Одена (Carrer de Pere Òdena) находится Дом Грау-Пла (Casa Grau Pla) – он был построен в 1910 году всё тем же архитектором Пере Касселесом по заказу Микеля Грау Кабри в честь своей свадьбы на наследнице рода Пла. Дом Грау-Пла еще известен как Дом барона Льорака. Здание украшено цветочными барельефами, окно третьего этажа выполнено в виде греческого креста. В оформлении присутствуют кованные балконные решетки, характерные для стиля модерн. Между арками на первом этаже виден медальон с инициалами хозяина дома и с указанием даты постройки. На первом этаже дома сейчас открыт магазин растений Santiveri.



На следующем перекрестке улицы св.Хуана с улицей Carrer dels Recs, но уже на левой стороне находится еще один дом эпохи модернизма — Дом Торратс (Casa Torrats). Как и многие архитектурные достопримечательности Реуса «пути модернизма», Дом Тарратс создан по проекту выдающегося архитектора Пере Каселлес-и-Тарратаса. Это здание было построено в 1982 году и является одной из ранних его работ. Владельцем этой достопримечательности Реуса являлся промышленник Джон Тарратс Хомдедео. Он был владельцем текстильной фабрики, а по его заказу было воздвигнуто сразу несколько бюджетных объектов, предназначенных для его семьи и подопечных. Casa Tarrats представляет собой угловое здание с цоколем и тремя этажами. Его фасады обращены к двум сразу перпендикулярным улицам. На углу дома имеется большой щит с инициалами владельца «JT». Здесь тоже на первом этаже расположился магазинчик. Какой бы вы думали? Та-дам - магазин растений Herbolari Casa Pià. Видимо есть в Реусе спрос на травку разную…



По диагонали от дома Торратс на другой стороне улице расположился Дом Сагарра (Casa Sagarra). Построен по проекту все того же архитектора Пере Каселлеса — очень, видимо, был востребованный мастер. Строительство дома Сагарра датируется 1908 годом. Пятиэтажный особняк визуально поделен на две части – нижний этаж, который строился сразу для торговых целей, и верхние этажи, которые декорированы сграффито и лепниной. В оформлении присутствуют цветы и растительность – фирменный стиль архитектора. Все туристические маршруты Реуса, представляющие модернистскую сущность архитектуры города, непременно проходят через этот дом. Сейчас в Доме Сагарра находится оздоровительный центр CENTRE AUDITIU AURAL.



Вот так, незаметно для себя, улица св.Хуана закончилась и мы оказались на площади Прим (Placa dels Prim). В центре площади возвышался прямоугольный постамент, украшенный барельефами и надписью «A Prim Su Patria» (Генералу Приму от Родины). А на самом постаменте была установлена статуя генералу Приму. Он изображен восседающим на коне, и держит в руке обнаженную саблю. Генерал Хуан Прим был государственным деятелем Испании времен 19 века, и сыграл ведущую роль в ходе Карлистских войн. Так как генерал родился в Реусе, соответственно, памятник было решено воздвигнуть именно здесь — на его родине. Монумент был установлен на площади в 1891 году.





Кроме памятника генералу Приму особых достопримечательностей на площади нет. Поэтому мы двинулись дальше по улице Льовера (Carrer de Llovera). По правой стороне находился дворец Бофаруль (Palau Bofarull).
Из сети: «Дворец принадлежал знатному семейству Бофаруль, по имени которого и был назван, а сегодня в его стенах располагается музыкальная консерватория провинции Реус.
Семейство Бофаруль сколотило состояние в 18-м веке, а в 1760-м году Жозеф Бофаруль Гавальда был посвящен в рыцари самим королем. Позднее он же был правителем Реуса, а дворянский титул этой знатной фамилии был также признан королевским семейством Испании в 1772-м и 1774-м годах. В те же годы строился и дворец, над которым работал архитектор Франсис Бофаруль Гавальда, брат Жозефа. Строительство дворца велось в два этапа: на первом этапе был построен главный зал, украшенный позднее художником Пэром По Монтанья, который изобразил сцены торговли и величия монархии Бурбонов.
Семейство Бофаруль жило во дворце вплоть до 1836-го года, после чего он был унаследован семейством Кероль Риус, графами Риус. Затем здание принадлежало компании «Эль Олимпо», а в 1936-м году, во время Гражданской войны в Испании, было конфисковано анархистским правительством Иберии. В 1986-м году Паласио Бофаруль выкупило правительство Таррагоны, чтобы разместить в его стенах музыкальную консерваторию.»

https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=25434







Сразу за дворцом находились два интересных особняка - желто-красное здание Дома Кероля (Casa Querol) и примыкающее к нему светло-бежевое здание Дома Жорди (Casa Jordi). Дом Кероль был построен в 1901 году для Феррана де Кероля-и-Бофаруля (родственника тех Бофарулей, чей дворец находился по соседству) тем же каталонским архитектором Пере Каселлесем. Фасад дома украшен отделкой из различных благородных материалов. Декоративные панно представляют герб Реуса и выполнены в технике сграффито. Два балкона отличаются друг от друга — нижний (на втором этаже ) каменный, богато украшенный резными деталями, а верхний (на третьем этаже )- из кованного железа. На фасаде имеется геральдическая эмблема Феррана де Кероля-и-Бофаруля.

Находящийся рядом Дом Жорди был построен в 1909 году. Догадаетесь кем? Правильно — все тем же неутомимым Пере Касселесем. Вот же плодовитый был архитектор. Строил он дом по заказу нотариуса Томаса Жорди. Дом представляет собою пятиэтажное здание, разделенное по горизонтали балконным блоком на две части. Здание украшено цветочным орнаментом, который присутствует даже в оформлении кованных балконных перил, а также двумя женскими головами.



Буквально через два-три дома от них находился очередной особняк — Дом Пуньед (Casa Punyed). Он был построен в 1900 году тем же Пере Каселлес-и-Тарратсом, который возвел многие достопримечательности Реуса. В 1891 году он вступил в должность муниципального проектировщика города. Casa Punyed является одним из ярких примеров испанского модернизма, и через этот объект проходят практически все туристические маршруты Реуса, так как он является одним из пунктов экскурсионного тура «путь модернизма». Первоначально Дом Пуньед принадлежал каталонской семье Иглесиас, но название Пуньед дом получил от аптеки, которая была расположена в цоколе здания. Она действовала в течение 70 лет. Впрочем и сейчас в здании находится аптека, но другая - Farmàcia Sans Porta



На углу, на пересечении улицы Льовера с улицей Льеона (Carrer de la Lleona) находился еще один красивый особняк — Дом Буля (Casa Boule) или другое название - Дом Гвардиоля-Буля (Casa Guardiola-Boule). В отличии от всех предыдущих домов, это дом был спроектирован другим архитектором - Франческом Боррас-и-Солер (Francesc Borràs Soler). Архитектурный стиль дома называется эклетика. Дом был построен по заказу Луиса Гвардиолы, который был женат на дочери промышленника Джозепа Буля — отсюда и имя дома. Джозеп Буль (1822-1895) был видным предпринимателем Реуса и занимался производством вина. Чем занимался сам Гвардиола — узнать не удалось. Сейчас в доме находится отделение банка Santander.







Продолжение следует...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments