Начнем с главных героев «Великолепного века» - султана Сулеймана и его жены — Хюррем-султан.
Сначала небольшой экскурс в историю.
Сулейман вступил на трон в 1520 году после смерти своего отца султана Селима I. Папаша Сулеймана отнюдь не отличался кротким нравом, за что и получил прозвище «Явуз» (Грозный). Мало того, что Селим сначала поднял восстание, а затем «убедил» своего отца султана Баязида II отречься в его пользу от престола, но и опасаясь, что Баязид вдруг передумает и захочет вернуть себе трон, отравил последнего. Но и это еще не все — заняв трон, он тут же приказал арестовать и казнить своих братьев (Коркута и Ахмета), дабы исключить их притязания на власть. А став султаном, Селим развернул такую бурную деятельность, что всего за 8 лет правления увеличил размеры империи практически в два раза. Он много воевал и сумел подчинить часть восточных территорий, принадлежащих персам, сумел захватить у арабов мусульманские святыни Мекку и Медину, и даже разбил империю мамлюков, которые тогда правили на всем северном побережье Африки (нынешние Ливия, Египет, Алжир и т. д.). Можно представить в какой атмосфере рос будущий султан Сулейман. Ходили слухи, что Селим хотел отравить и своего наследника Сулеймана, но как то сорвалось.
В то время было принято отправлять сыновей султана (шехзаде) при достижении ими 18-летнего возраста набираться опыта управления в различные города и прилегающие к ним территории — санджаки. На время управления шехзаде получали чин «санджак-бея», говоря современным языком «Глава района» (не путать с бейлербеями — губернаторами областей). На момент смерти султана Селима II будущий десятый султан Османской империи Сулейман был санджакбеем города Манисы. Было ему на тот момент уже 26 лет. У него к тому времени был свой гарем и наложницы. И даже имелся уже пятилетний сын по имени Мустафа от одной из них — Махидевран, черкешенки по происхождению. В сериале показано, что будущая Хюрем-султан появилась в гареме Сулеймана уже после того, как он стал султаном. Однако многие историки спорят на эту тему, и утверждают, что она попала в гарем примерно за 2-3 года до восшествия на престол, то есть примерно в 1517-1518 годах. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из селений на территории нынешней западной Украины, а тогда на стыке Руси и Речи Посполитой (Польско-литовское княжество). Установить точную принадлежность к той или иной национальности сейчас невозможно, но можно точно сказать, что она была славянкой. Считается, что настоящее имя ее было Анастасия (в других источниках Александра) Лисовская, и она была дочкой местного священника. Потом продана в рабство, а затем подарена в гарем шехзаде Сулеймана. Было ей тогда всего 15 лет. Попав в гарем, она получила имя Хюррем (от перс. خرم — «веселая, радость приносящая»). И хотя в гареме было много девушек, именно ей удалось привлечь внимание Сулеймана настолько, что он сделал её сначала главной фавориткой, а потом и вовсе дал ей свободу и официально вступил с ней в брак.
Хюррем-султан родила Сулейману пятерых сыновей и одну дочь - Михримах. Один из сыновей Абдулла умер в младенчестве, а вот остальные (Мехмет, Селим, Баязид и Джихангир) выросли, и стали действующими лицами тех событий, что произошли позднее. Понятно, что когда претендентов на престол становится много, то будет и борьба. Сначала борьба развернулась между Махидевран и Хюррем. Напомню, что у Махидевран был сын Мустафа задолго до появления в гареме Хюррем. И понятно, что именно Мустафа имел больше прав на престол, как старший сын Сулеймана, чем дети Хюррем. Шансы у Мустафы были неплохие, тем более, что его и Махидевран поддерживал друг детства Сулеймана — Ибрагим-паша, ставший великим везирем. Но и Хюррем не собиралась сдаваться — она понимала, что по «закону Фатиха» в случае восшествия на престол Мустафы, все её сыновья (Мехмет, Селим, Баязид и Джихангир) будут казнены.
Именно эта борьба за выживаемость и власть и показана в сериале «Великолепный век».
Махидевран в результате удается заразить оспой старшего сына Хюррем — Мехмета, который умрет в 1541 году, а Хюррем, в свою очередь, добьётся от Сулеймана казни Ибрагима-паши (в 1536 г) и Мустафы (в 1553 г), обвинив их в измене и притязании на трон. Джихангир, который очень любил брата Мустафу, не перенес этого и тоже скончался в 1553 году. Но даже устранив главного соперника Мустафу проблемы в семействе не закончились — оставшиеся в живых два последних сына Селим и Баязид устроили склоку за будущий трон. Пока Хюррем-султан была жива, то ей удавалось как-то сдерживать амбиции своих сыновей, но после её смерти в 1558 году, вражда между Селимом и Баязидом достигла горячей фазы. Каждый из них собрал свое войско, и в районе города Конья они вступили в бой. И не факт, что победу бы одержал Селим. Однако Сулейман прислал Селиму своих воинов в поддержку, и войско Баязида было разбито. Сам Баязид вместе со своими четырьмя сыновьями сбежал в Персию к шаху Тахмпаску, с которым у Сулеймана была давняя вражда, и стал оттуда писать письма Сулейману с просьбой простить его. Однако султан не внял просьбам сына о помиловании, отправил шаху много золота и попросил удушить Баязида и всех его отпрысков, что и произошло в 1559 году. В сериале показано, что Баязида и сыновей душат по приказу Селима, но это не так — инициатором был все таки Сулейман, а исполнителями люди шаха Тахмпаска. Подробнее про этот трагический эпизод можно прочитать тут
https://zen.yandex.ru/media/memory/gde-pohoronen-shehzade-baiazid-i-ego-synovia-5b49c934ebf84e00aa2004a2
Кстати в жизни Хюррем-султан была довольно активной женщиной. В те периоды, когда её муж султан уходил в поход на завоевание очередных земель, она вела политическую жизнь — встречалась с послами, вела переписку с главами европейских государств. Активно занимались благотворительностью, помогая бедным слоям населения. По ее указам строились приюты, хамамы и мечети. Затем она выдала свою 17-летнюю дочь Михримах за перспективного начинающего везиря Рустема-пашу, который благодаря такому родству достиг поста великого везиря и всячески помогал Хюррем. В сериале он показан как довольно мерзкий тип, хотя в жизни был неплохим управленцем и много сделал для империи.
Сам Сулейман продолжил дело отца султана Селима Явуза и тоже совершил несколько военных походов, с целью завоевания новых земель. Но если Селим больше вел войны на востоке, то Сулейман предпринял экспансию в европейском направлении — совершая нападения на австрийские, венгерские, балканские земли. Сильно потрепал венецианцев и отжал у них Родос. Собственно и умер Сулейман в 1566 году во время очередного седьмого военного похода на территории Восточной Венгрии. Его правление считается самым длительным среди султанов — 46 лет.
Собственно эти 46 лет истории Османской империи, от вступления на трон до смерти султана Сулеймана, и показаны в сериале «Великолепный век». Но, повторюсь, не нужно воспринимать данный сериал как учебник истории — неточностей и ошибок там очень много. Хотя для понятия общего духа того времени — сериал вполне годится.
Пара слов о матери шехзаде Мустафы — Махидевран.
После казни сына, обвиненного в измене, Сулейман выслал ее в Бурсу и лишил всех средств к существованию. Она прозябала фактически 13 лет — с 1553 по 1566 год. Лишь после смерти Сулеймана, взошедший на престол сын Хюррем-султан Селим, вновь назначил ей жалованье и погасил все её долги. Умерла она в 1580-1581 г. в возрасте около 80 лет. Она сумела пережить и Сулеймана, и Хюррем с её детьми (в том числе и Селима II умершего в 1574 году и даже Михримах, почившую в 1578 г.). Но так как ее сын Мустафа был обвинен в измене, то и он, и его сыновья, и сама Махидевран были захоронены не в Стамбуле, а в Бурсе в мавзолее в комплексе Мурадие. Поэтому данные захоронения нам посмотреть не удалось. Бурса до завоевания Стамбула была столицей османов, поэтому там находятся несколько султанских захоронений.
https://www.google.ru/maps/place/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81+%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B5/@40.1902779,29.0430196,809m/data=!3m2!1e3!4b1!4m5!3m4!1s0x14ca16001e9e891b:0x75dd78601252c893!8m2!3d40.1902779!4d29.0452083?hl=ru&authuser=0
То же касается и захоронения сына Хюррем-султан — опального шехзаде Баязида с семьей. По той же причине (госизмена) он так же захоронен вдали от Стамбула в небольшой мечети Абдулвахаби в Сивасе в тюрбе Мелик-и Аджем
https://www.google.ru/maps/place/Abdulvahabi+Cami/@39.7574686,37.0311103,407m/data=!3m1!1e3!4m13!1m7!3m6!1s0x407eab6a6050ec65:0x83f714044652ea9b!2z0KHQuNCy0LDRgSwgU2l2YXMgTWVya2V6L9Ch0LjQstCw0YEsINCi0YPRgNGG0LjRjw!3b1!8m2!3d39.750545!4d37.0150217!3m4!1s0x407eaac5428ca43d:0xfe6cad60591fc7bd!8m2!3d39.75724!4d37.0332555?hl=ru&authuser=0
Посещали мы мечети и захоронения в разные дни и не по порядку, но в своем рассказе я все таки немного упорядочу их по значению. Итак первой по значению я считаю мечеть Сулеймание и находящиеся там захоронения Сулеймана, Хюррем-султан, Михримах-султан и прочие.
Посмотрев по карте, что мечеть находится вблизи площади Баязид сразу за Стамбульским университетом, мы направились туда. От отеля это всего минут тридцать ходьбы. Сначала мы попытались пройти через территорию университета напрямую, но охрана нас не пустила. До пандемии все было менее строго и охранники пропускали туристов, но сейчас стали строже. По этой же причине нам не удалось посмотреть колонну Баязида, которая находится на территории университета. Жаль. Пришлось нам огибать довольно большую территорию по периметру высоченного забора универа.
В результате мы вышли как раз к кладбищу и гробницам, которые расположены с южной стороны комплекса Сулеймание. По периметру территория комплекса обнесена не очень высокой стеной с зарешеченными проемами в виде «окон». Никакой охраны на входе не было и мы спокойно прошли на территорию.
Кладбище с этой стороны мечети довольное большое. Очень много захоронений сделанных в течении нескольких сотен лет. Хоронили тут в основном тех, кто внес какой-либо вклад в османскую историю. Надгробия очень красивые, с резьбой по камню. Хотя большинство надгробий украшают надписи арабской вязью, но на отдельной табличке имеется список на турецком языке с перечислением захороненных лиц. К сожалению кроме имен больше никакой информации нет — ни должностей, ни времени жизни и смерти.
Пройдя мимо многочисленных могил, мы вышли на широкую площадку, на которой находилось два мавзолея. Один побольше — гробница султана Сулеймана, и второй чуточку меньше — его жены Хюррем-султан. Так как Хюррем умерла на восемь лет раньше своего супруга, то для ее захоронения придворный архитектор Мимар Синан построил отдельную тюрбе (гробницу-мавзолей). Умри она позже, после султана, то вероятнее всего её похоронили бы вместе в одной гробнице с Сулейманом. А так как султан пережил свою возлюбленную, то пришлось для него строить отдельную гробницу — не будешь же хоронить такого знаменитого султана в гробнице жены. Не по статусу.
Гробница Сулеймана находится ближе к зданию мечети, ну а тюрбе Хюррем немного ближе к забору. Соответственно и осмотр мы начали именно с места захоронения султана. Стоящий на входе охранник попросил нас снять обувь, и только после этого пустил нас в помещение. Само сооружение имеет восьмиугольник в основании (как и гробница Хюррем), снаружи и внутри богато декорирована орнаментами и росписями на арабском языке. Использовано большое количество расписной керамической плитки для облицовки стен.
Помимо самого султана Сулеймана Великолепного здесь нашла свой покой его любимая и единственная дочь Михримах, а так же пара султанов, которые правили спустя более сотни лет после него — султан Сулейман II (правил с 1687 по 1691 годы) и султан Ахмет II (правил с 1691 по 1695 годы). Так же тут захоронены и мать Сулеймана II – Салиха Дилашуб, и дочь Ахмета II – Асие-султан.
Закончив с осмотром места погребения Сулеймана, мы направились к гробнице Хюррем. Каково же было наше разочарование, когда оказалось, что гробница закрыта для посещения. Охранник что-то пытался нам объяснить по турецки, но увы мы ничего не поняли. Видя, что мы с женой расстроились, он открыл ставни на окне и разрешил нам заглянуть во внутрь. Фото я, конечно, сделал, но осадок разочарования все равно остался. Помимо собственно самой Хюррем-султан тут находится еще два гроба - шехзаде Мехмета (сына Селима II и внука Сулеймана Великолепного), и Ханым-султан (сестра Сулеймана). Кстати — Хюррем-султан была единственной из жен и наложниц турецких султанов, которая удостоилась персональной гробницы. Все остальные были захоронены либо в гробницах мужей, либо сыновей.
А вот фото изнутри гробницы, сделанное тем, кому посчастливилось попасть внутрь. Найдено в сети.
Уже когда мы собирались покидать это место, охранник снова подошел к нам и стал показывать на одно из надгробий рядом с гробницей Хюррем. При этом он что-то пытался объяснить на смеси турецкого и английского языка. Я так и не понял, чья это могила, но охранник убедительно утверждал, что нужно поднять круглый набалдашник сверху, там есть углубление и положить туда денежку. Что так делают все православные посетители гробницы Хюррем. Я, конечно, не совсем понял принцип этого ритуала (причем тут православие и чье-то мусульманское надгробие), но пару лир под камень положил. Раз такая традиция, то зачем ее нарушать, даже если она не совсем понятна? При этом заметил, что монет и купюр там не очень много. Но если все православные там оставляют деньги, то явно их кто-то оттуда периодически выгребает.
Ну а дальше мы пошли смотреть уже саму мечеть Сулеймание, которая занимает первое место по размеру (и может вместить около 5 тысяч человек) и второе по значимости среди остальных мечетей Стамбула после Голубой мечети султана Ахмета I.
Из Вики: «Мечеть сооружена по приказу султана Сулеймана Великолепного архитектором Синаном в 1550—1557 годах. Высота купола 53 метра, диаметр 27,5 метров, что уступает, как по высоте, так и по ширине, византийскому храму Святой Софии. Так же как у собора Святой Софии, главный купол поддерживается двумя полукуполами. В куполе имеется 32 окна. Мечеть пострадала от пожара 1660 года, часть купола обвалилась при землетрясении 1766 года.
У мечети четыре минарета, которые означают, что султан Сулейман Великолепный — четвёртый падишах по счёту после завоевания Стамбула, и на первых двух минаретах, считая с парадного входа, есть по два балкона и на двух минаретах после по три балкона, которые означают, что он десятый правитель династии Османов. Здание мечети хорошо освещено внутри — свет падает из 136 окон. Со зданиями бань, медресе, кухонь, библиотек, больниц и обсерваторией мечеть образует комплекс, по размерам сопоставимый с городским кварталом. Частью архитектурного комплекса является библиотека Сулеймание, одна из крупнейших ориентальных библиотек, предоставляющая доступ к манускриптам VIII—XIX веков.»
Султан Сулейман пожелал, чтобы новая мечеть стала чем-то вроде памятника его царствованию и в 1550 г. зодчий Синан приступил к проектированию и постройке. Стройка продвигалась крайне медленно. Сулейман был очень недоволен, и, если верить историкам, он не раз давал Синану понять, что тот рискует кончить свои дни, как зодчий Аяз, который был казнен Мехмедом II за затяжку в строительстве одного из воздвигавшихся по высочайшему указу зданий. Турецкий путешественник, географ и писатель XVII в. Эвлия Челеби приводит в своем труде полулегендарный рассказ о ларце с драгоценностями, который персидский шах послал султану с откровенным намеком на то, что у него не хватает средств на завершение такого большого строительства. Сулейман повелел Синану употребить шахские драгоценности в строительстве наравне с обычными камнями. Султан мстил шаху за издевку, но мечеть и в самом деле стала драгоценной. Отнюдь не легендарен факт, что на ее постройку были израсходованы колоссальные суммы.
С территории мечети хорошо просматривается бухта Золотой рог, район Галата с башней и пролив Босфор.
Двор мечети прямоугольной формы, окруженный по всему периметру тенистой террасой. В центре двора находилась неизвестная для меня прямоугольная ажурная постройка, внутри которой удалось разглядеть пару невысоких резных не то колонн, не то подсвечников.
Сама мечеть внутри очень светлая и просторная. Белоснежные стены не перегружены орнаментами и украшениями, хотя все традиционные для ислама атрибуты присутствуют — тексты из Корана, эмблемы-медальоны и т. д. Обратил внимание на такую деталь — раньше, когда приходилось бывать в христианских храмах, видел, что там светильники и люстры подвешены достаточно высоко, а тут в мечети светильники висели очень низко. Впоследствии, когда нам удалось побывать и в других мечетях Стамбула, там освещение организовано точно так же.
Народа в самой мечети было совсем немного, поэтому никакой толкотни и шума не было. Можно было спокойно ходить, смотреть и фотографировать. Хоть какая-то польза от этой пандемии.
Из мечети мы вышли через ворота в северной стороне двора и оказались в узкой улочке. Прямо напротив мечети было еще одно старинное здание с куполами. Вывеска у входа гласила примерно следующее «Представительство муфтиев Стамбула». Явно какое-то официальное заведение, поэтому зайти туда мы не решились, а свернули направо и пошагали вокруг стены Сулеймание.
Завернув за угол, на небольшом Y-образном перекрестке мы увидели еще одно сооружение. Приблизившись и прочитав памятную доску, мы поняли, что именно тут и захоронен тот самый знаменитый архитектор Мимар Синан, создавший не только в Стамбуле, но и по всей Османской империи десятки зданий и сооружений.
По происхождению Синан был греком из города Кайсери в Ма¬лой Азии. В Стамбул он попал мальчиком в числе христианских детей, отобранных для службы в янычарском корпусе. В юности Синан служил в рядах янычар и участвовал во многих походах. Именно во время одного из походов он проявил впервые свои инженерные способности — по его проекту был построен мост, который позволил переправится войску султана через реку. Его способности были отмечены Сулейманом, который назначил его сначала простым архитектором, а потом повысил до главного придворного зодчего. Синан прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь — 110 лет. По проектам Синана и под его руководством в различных городах Османской империи были построены 81 соборная и 50 малых мечетей, 55 медресе, 32 дворцовых здания, 19 мавзолеев, 17 имаретов (мусульман¬ских благотворительных заведений), 3 больницы, 7 акве¬дуков, 8 мостов, 17 караван-сараев, 33 бани и ряд других сооружений. Наибольшую славу принесли ему три мечети — шедевры средневековой османской архитектуры: мечеть Шехзаде и мечеть султана Сулеймана I (Сулейманийе) в Стамбуле и мечеть султана Селима I (Селимийе) в Эдирне. Среди других построек Синана выделялось медресе в Ускюдаре (Скутари) — азиатской части Стамбула. В дальнейшем оно стало как бы эталоном для строитель¬ства крупных медресе.
Подробнее о жизни и творчестве архитектора можно прочитать тут
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD
Чуть поодаль от гробницы Синана находится построенный по его проекту хамам, входивший в комплекс Сулеймание, хотя и находится через дорогу за ограждением мечети.
На этом обзор мечети Сулеймание и гробниц Сулеймана и Хюррем мы закончили и направились в комплекс "Шехзаде", о чем будет следующий рассказ.