Omega45 (omega45) wrote,
Omega45
omega45

Category:

Стамбул 2020 - "Панорама 1453" и Стена Феодосия

Свой очередной день в Стамбуле мы решили посвятить истории падения Константинополя, осмотру музея «Панорама 1453 года» и крепостных стен бывшей Византийской столицы.

Падение Константинополя и его захват турками стало одной из самых важных событий Средневековья, навсегда изменив политическое и военное устройство мира. Геополитическое значение этого города трудно недооценивать. Расположенный на Босфоре, он фактически являлся главными воротами между Азией и Европой. Его называли «Вторым Римом». Значение города для развития любого государства очень хорошо осознавал даже основатель ислама пророк Мухаммед. Его высказывание «Будет славен тот командир, что завоюет Константинополь, и будет прославлено то войско» выбито в камне, и сейчас висит на стене знаменитой Айя-Софии. После образования Османского государства в 1300-х годах делалось несколько попыток овладеть знаменитым городом, но все они проваливались — город был неприступен. И лишь султану Мехмету II Фатиху в апреле-мае 1453 года удалось совершить невозможное — столица Византии пала, а император, который защищал город вместе со своими воинами, пал в бою. Можно ли было отстоять город? Наверное можно. Но соперничество между православной и католической религией было настолько сильным, что когда Константинополь обратился за помощью к европейским католическими государствам, то те предпочли сдать город тюркам, нежели помочь братьям-христианам. Более подробно об отдельных эпизодах той битвы я расскажу ниже.

Многие начинают осмотр крепостных стен начиная с юга, от моря, но мы решили сделать наоборот — сначала посмотреть «Панораму 1453», а потом от нее спустится вдоль стены к морю. Добраться до «Панорамы» довольно просто — достаточно сесть на трамвай идущий из центра в западном направлении. Никаких пересадок. Нужная остановка находится совсем рядом с «Панорамой». Называется она Topkapi (Топкапи), почти так же как и знаменитый султанский дворец.

Выйдя на данной остановке, мы поднялись с перрона по лестнице наверх, и оказались на большом холме. Вдали виднелись стены старого Константинополя, но туда было идти еще рано. С холма вниз к «Панораме» вели несколько дорожек. По краям и на газонах вдоль тропинок лежали символические ядра и пушки, разукрашенные как детские игрушки. Забавно…







Спустившись с холма, мы увидели круглое здание с надписью наверху "Panorama 1453", и лежащую рядом большую пушку. «Вход» подумали мы, но ошиблись. Охранник у дверей сказал, что это никакой не вход, а очень даже наоборот — то есть выход. А вход находится где-то там и махнул рукой в сторону парка. В третий раз за эту поездку мы пытались зайти не через ту «дверь» — сначала это был Топкапы, потом цистерна Базилика и вот опять.



Сразу ко входу «Панорамы» мы не пошли, а стали разглядывать пушку, которая лежала на газоне. Какая же она здоровенная - близко к ней не подходили (ходить по газонам мы не привыкли), но даже с расстояния пары метров, можно было прикинуть, что ядро такой пушки было около 80 см в диаметре. Впрочем это не самая из больших пушек, которые были использованы при штурме Константинополя турками. Была еще одна, с размером ядра в метр диаметром, но о ней чуть позже.

Закончив осмотр пушки, я перекинулся парой фраз с местным турком. Не помню о чем мы с ним беседовали, но супруга успела меня запечатлеть (турок в кадр не попал). Наверно спрашивал у него направление куда нам идти.



Спустившись ниже, мы оказались в большом парке. Очень красивом парке. Фонтаны, искусственные водоемы и ручейки, мостики, много кустов, цветов и пальм. Очень приятное место. Если бы не большие планы на день, то осмотру парка можно было бы уделить времени побольше. Но увы — нужно было идти.











Заплатив за вход по 20 лир с человека, и пройдя обязательную процедуру в виде измерения температуры, обработки рук антисептиком, мы оказались в коридоре.



Все стены коридора были увешаны информационными стендами, рассказывающими историю османского войска и янычар в частности, а так же репродукциями старинных карт — венецианскими, генуэзскими, арабскими. Признаюсь честно, что старинные карты это моя слабость с детства. Сразу вспоминается как зачитывался книгами (Жюля Верна, Стивенсона, Даниеля Дефо и пр.) про морские приключения. Ветер в парусах, пираты, сокровища...Эх, романтика.











Заметив, что супруга начала откровенно скучать, и не разделяет моего восторга, я отошел от стенда с картами и мы пошли дальше. Тут нас встретила полноразмерная фигура самого султана Мехмеда Фатиха, огороженная красной летной. И несмотря на то, что экспозиция панорамы находится наверху под куполом, винтовая лестница почему-то вела вниз. Ок. Вниз так вниз.





Внизу находился круглый зал-фойе со стендами по окружности, а так же монитор, на котором транслировалась видеозапись реконструкции той знаменитой битвы — сначала эпизоды про подготовку к штурму (литье пушек и ядер и т.д.), а потом сцены самой битвы. Ролик зациклен и повторяется постоянно по кругу. Этот зал был разделен веревочным барьером на две части — первая часть доступна для осмотра до осмотра самой панорамы, а вторую можно поглядеть после возвращения сверху.











Уже из этого зала мы поднялись наконец наверх, и оказались непосредственно в самой панораме. Посетителей, помимо нас, было немного — человек 6. Охранник зорко следил за нами — когда мы сняли маски, чтоб сделать фото без них, то он потребовал одеть обратно.
Экспозиция панорамы показывает самый драматический день в истории Константинополя - 29 мая 1453 года. Именно в этот день войска султана Мехмета II сумели пробить крепостные стены и пошли на штурм города. В результате очень кровопролитных схваток, им удалось сломить сопротивление защитников города и захватить его.

Эта схема показывает расстановку сил противоборствующих сторон в той знаменательной битве. Разглядывая и читая названия подразделений и командиров я был немного озадачен — то, что в числе защитников Константинополя были генуэзцы я вроде читал, но чтоб на стороне византийского императора были мусульмане не знал. На карте внутри крепости в левом углу есть надпись “Shehzade Orhan’in Birlikleri”. И это не было ошибкой художника. Такой факт действительно имел место - Орхан был внуком османского султана Сулеймана I Челеби. Шехзаде с детства жил при константинопольском дворе в качестве заложника. Османский султан Мурад II должен был ежегодно присылать византийскому императору золото на содержание Орхана. После смерти Мурада в 1451 году на трон взошел его сын Мехмет (будущий Фатих «Завоеватель»), но Орхан тоже имел права на престол и был потенциальным соперником-претендентом. Византийский император Константин XI Палеолог послал к Мехмету послов с напоминанием о необходимости уплаты долга на содержание Орхана. Константин подчёркивал, что Орхан является претендентом на титул. Мехмед использовал это оскорбительное послание как повод для нападения на Константинополь. Шехзаде Орхан добровольно принял участие в обороне Константинополя, понимая, что бежать ему некуда. Со своими сторонниками он оборонял участок стен, выходящих на Мраморное море у гавани Элефтерия. Надо сказать, что Орхан и его воины упорно сражались: эта часть укреплений пала уже после того, как турки ворвались в город на других участках обороны. Орхан попытался спастись, переодевшись в греческого монаха, но был схвачен и обезглавлен.



Ставка султана Мехмета II находилась на холме рядом с долиной реки Ликус (сейчас тут проходит Бульвар Adnan Menderes). Возможно на том самом холме, где были мы с супругой перед посещением Панорамы. Ставка императора Константина XI находились практически напротив, по ту сторону крепостных стен. Мехмет изображен на коне в окружении своих советников. Тут же исламский священнослужитель читает молитву, воздев руки к небу.





Основным местом представленных событий в Панораме является участок местности около «Ворот св.Романа» (они же «Пушечные ворота - Topkapi). Хотя если окинуть взглядом участки изображенной городской стены к северу и югу от этих ворот, то видно, что бой идет на всем протяжении крепостных сооружений.









Художники не халтурили и тщательно прорисовывали все мельчайшие детали — и оружие, и одежду противоборствующих сторон. Делали акценты на какие-то отдельные эпизоды битвы, которые дошли до наших дней — например на вершине одной из башен изображен воин по имени Хасан (Гасан), сумевший водрузить османское знамя. Говорят, что в росписи панорамы принимали участие художники из России (из Санкт-Петербурга). К панораме штурма прилагается звуковое сопровождение - музыка, крики, грохот выстрелов, звон мечей. Эта какофония придает атмосферы всему представленному зрелищу.



Смутило большое количество изображенных воинов-всадников в первых рядах атакующих. Какова польза от кавалерии на первых этапах битвы? Тут нужна артиллерия для разрушения стен, катапульты (требушеры) и пехота для штурма. Всадники вступают в бой только тогда, когда стены разрушены и начинается бой в городе. Либо если бой ведется на открытых пространствах. Но авторам Панорамы, судя по всему, виднее...







Материальная часть (не нарисованная) экспозиции представлена в виде пушек, щитов, мечей, шлемов и различных изделий из дерева (корзины, катапульты, штурмовые башни, защитные щиты, лестницы). Что является подлинным, а что бутафорским не известно. Явно, что деревянные элементы и пушки не оригинальные, но возможно, что часть оружия и доспехов все таки не новодел, а взяты из запасников музеев.



Отдельного внимания заслуживает муляж разорвавшейся пушки — явная отсылка к реальному факту, что качество литья было на недостаточном уровне и пушки иногда разрывались. Среди множества пушек, которые использовались во время штурма, одна особенно прославилась. У нее даже было свое имя — Базилика. Её отлил венгр по имени Урбан, стоявший на службе у Мехмета II Фатиха. Это была самая огромная бомбарда во всей Османской артиллерии — вес пушки был 30 тонн, длина около 10 метров, а размер ядра был примерно 90 см при весе в пятьсот килограмм. Чтоб передвигать такую громаду использовали 30 пар быков. Весь обслуживающий персонал (погонщики, артиллеристы, плотники, заряжающие и т. д.) составлял 700 человек. Перезарядка занимала целый час. Прослужить она успела недолго — в первый день штурма она сумела пробить брешь в крепостных стенах, но уже на второй день в корпусе пушки появились трещины, а затем она и вовсе пришла в негодность. Но свою задачу успела выполнить — через проделанную брешь османы смогли ворваться в город. Да наших дней она не дожила и была переплавлена, но уменьшенный ее вариант «Дарданельская пушка» (вес 18,6 тонн при длине 5 метров) был изготовлен турками и подарен Британской королеве и сейчас хранится в морском музее Нельсона.



Затем мы спустились вниз в то самое фойе, которое было перегорожено веревочным барьером. Тут находилась небольшая конная скульптура султана Мехмета Фатиха и две уменьшенные копии самой панорамы в пропорциях 1/10 и 1/40.







На стенах этой части зала висели репродукции султанских указов, детского блокнота с рисунками Мехмета, его биография и описание его меча (он дожил до наших дней и сейчас хранится в оружейной палате дворца Топкапы).















На этом мы закончили просмотр Панорамы и двинулись осматривать стены Константинополя, точнее того, что от них осталось. Они носят название «Стены Феодосия».



Небольшая историческая справка: Через сто лет после объявления Константинополя столицей Византийской империи там проживало более 500 000 человек, и первоначальные городские стены построенные во времена Константина Великого уже не могли вместить быстро растущее население. Византийский император Феодосий II в 408 году приказал начать строительство новых крепостных стен. После смерти Феодосия строительство продолжалось под руководством префекта Анфимия с 408 по 413 годы. Ирландский историк-византинист Джон Багнелл Бьюри назвал Анфимия за этот труд «вторым основателем Константинополя». Возведение велось в несколько этапов и было завершено к 413 г., но после серьезного землетрясения в 447 г. пришлось отстраивать их заново. Тогда же перед стеной был вырыт широкий ров.

Городские оборонительные стены Феодосия на юге начинались от Мермер Куле (Mermer Kule – Мраморная башня), стоящей на берегу Мраморного моря, и заканчивались на севере в районе дворца Текфур. Длина стен составляла 5630 метров. Фортификация состояла из нескольких стен - внутренней, высотой 20 метров и толщиной в 5 метров, и внешней - толщиной менее 2 метров и высотой 8 м. Перед внешней стеной был вырыт ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров, по внутреннему краю рва шла еще невысокая передовая стена - 2 метра высотой. Через каждые 55 метров были возведены шестиугольные либо восьмиугольные башни высотой в 20 метров, общее количество которых было 96. Нижний ярус башен был приспособлен под склад продовольствия. Стены Феодосия имели 10 ворот, они делились на военные и гражданские. В повседневное время пользовались только гражданскими воротами, хотя со временем функции ворот перепутались. Одни ворота закладывались, другие прорубались, поэтому даже по поводу названий ворот Константинополя существует много мнений.








Спустившись с холма и перейдя через проспект на другую сторону, мы наконец приблизились к самим стенам и башням. Это было чуть южнее Ворот св.Романа. Сами ворота св.Романа во время штурма были сильно повреждены, поэтому то, что сейчас можно увидеть является уже более поздней перестройкой и результатом нескольких реконструкций. С этого места мы решили двинуться вдоль стены в южном направлении до моря.













Прошагав вдоль стены несколько сотен метров, мы увидели в одном месте остатки каменной лестницы, которая позволяла взобраться на саму стену, что мы и сделали. Это был уже не обзор со стороны, а непосредственный осмотр укреплений на самой стене.











Однако долго нам идти не пришлось — встречный турок, тоже шедший по этой тропинке, объяснил, что дальше прохода нет. Точнее есть тропа, которая ведет уже в город, но не по стене. Пришлось нам возвращаться обратно, спускаться вниз и идти дальше вдоль стены.









Первые (не по наименованию, а по нашему маршруту) ворота, к которым мы подошли, обозначены на гугло-картах как Surdibi Bostanları (Мevlevihane kapi). В византийские времена они носили название Ресийские (Gate of Rhegium) или Полиандрийские (многолюдные) ворота. После разрушительного землетрясения 447 года cтену восстанавливали две бригады строителей - одна двигалась от Мраморного моря, а другая - от Золотого Рога. В месте встречи бригад и были поставлены эти ворота. Свое первое название Ресийские (Gate of Rhegium) ворота получили название от большого кладбища, расположенного сразу за ними (оно существует до сих пор). Над аркой ворот сохранились остатки герба и византийские надписи. На блоке, поддерживающем центральную балку, с левой стороны, надпись 447 года: "По приказу Феодосия за неполных два месяца Константин поставил эти крепкие стены. Так быстро столь мощную крепость не возвела бы и Паллада". На центральной балке с крестом написано: "Передовая башня Феодосиевой стены обновлена при Юстине и Софии, наших благочестивейших владык, Нарсесом, благороднейшим спафарием и сакелларием, и Стефаном, надсматривавшим за работами, оба они являются рабами благочестивейших владык".



А дальше случилось неладное — начались турецкие огороды. Нет. Даже с большой буквы — ОГОРОДЫ. Все пространство между крепостными стенами и дорогой было огорожено заборами и засажено различными овощами, не давая никакой возможности приблизиться к стенам. Только в тех местах стены, где находились ворота и проходила проезжая часть, можно было подойти и посмотреть, но потом огороды начинались снова.









Но даже издалека было видно в каком ужасном состоянии находятся остатки крепостных стен. Конечно, время тоже внесло свой «вклад» в разрушение каменных кладок, но большая часть разрушений была нанесена во время того самого штурма в 1453 году. Глядя на все ЭТО невольно начинаешь осознавать весь масштаб той битвы, и ту трагедию, которая постигла защитников города.

Перед штурмом города соотношение войск было 1 к 20. То есть на каждого защитника приходилось не менее 20 турецких воинов. У султана было около 150 тысяч бойцов (это не считая обслуги, которой было около 250 тысяч), плюс около 300 судов, осуществляющих блокаду со стороны моря и Золотого рога. Но даже такое преимущество в живой силе не давало полной гарантии победы – крепостные стены были очень крепки. Поэтому перед штурмом активно велось развитие артиллерии. Конечно, самое большое количество пушек было сосредоточено в районе 4-х, 5-х ворот и ворот св.Романа, но и все остальные участки стены подвергались обстрелу. Не нужно думать, что город был захвачен за один день 29 мая. Задолго до этого, еще в апреле, войска султана окружили город и регулярно обстреливали стены, стараясь нанести им максимальный урон перед решающим штурмом.









Из сети: Установка пушек и приведение их в боевую готовность требовали немалого труда. Стволы не были закреплены и не имели надежной опоры. Их просто связывали ремнями, транспортируя на крепких повозках. По прибытии массивный блок и канаты устанавливали вертикально и опускали ствол на наклонную деревянную платформу, сооруженную на защищенном участке передовой турок. Ее прикрывал от вражеского огня деревянный палисад и навесная дверь, поднимавшаяся, когда орудие открывало огонь.

Тыловое обеспечение операции организовали поистине грандиозно. Огромное количество черных каменных ядер изготавливалось на побережье Черного моря и доставлялось на купеческих судах. 12 апреля в Диколон прибыл груз «пушечных ядер, изгородей и бревен и другого снаряжения для их (османов) лагеря». Когда гигантские каменные ядра ударялись о крепостные стены в уязвимых местах, эффект оказался сокрушительным: «Иногда обваливался целый участок стены, иногда - половина, иногда - большая или меньшая часть башни, турели или парапета, и нигде стена не оказалась настолько прочной или толстой, чтобы выдержать удар или устоять перед силой или быстротой каменных ядер». Несмотря на трудности, связанные с наведением орудий и их низкой скорострельностью, бомбардировка непрерывно продолжалась, начиная с 12 апреля, шесть дней подряд. Теперь наиболее мощный огонь сосредоточился на долине Ликоса и воротах Романа. По Городу производилось примерно сто двадцать выстрелов в день. Стена начала неуклонно разрушаться. В течение недели превратились в обломки участок внешней стены, а также две башни и турель внутренней стены за ней. Не удивительно, что Ворота святого Романа были разрушены полностью. Сейчас на этом месте практически полностью находится новодел.

Отсюда: https://vladimirdar.livejournal.com/124224.html

Турецкие земледельцы тут же у дороги продавали свой урожай. Мы купили небольшой пакетик инжира и пошагали дальше.



Следующие ворота, к которым мы подошли сейчас именуются Silivrikapı, а во времена тех древних событий наименовались - Ворота Пиги или Мелантиадские ворота. Названы по имени монастыря Живоносного Источника (Зоодохос Пиги), который существует и поныне примерно в километре от линии стен. Так же их называли Третьи военные ворота. От источника в город был проложен маленький водовод-акведук, снабжавший эту часть города питьевой водой. От акведука мало что осталось, лишь небольшие арки с желобом для воды, да и те находятся в стороне от стены.





Чем дальше мы уходили от Панорамы, тем более целостными были стены. Это не означает, что бои здесь были слабоинтенсивными. Нет. Просто этот участок стены был отреставрирован. Турецкий новодел сразу бросался в глаза — свежий песчаник, как будто вчера из каменоломни, красные черепичные козырьки на зубьях стены, такие же красные вставки из красного кирпича в отделке стен и башен. Так мы подошли к очередным воротам города. Их называют Белградские ворота (Belgrat kapi). Изначальное их название было ворота Ксилокерк или Вторые военные. Как и стена на участке, так и сами ворота полностью отреставрированы.











Южнее Белгардских ворот состоянии стены тоже находилось в плачевном состоянии. Хорошо выглядели лишь грядки турецких садоводов. Вот тут все аккуратно и в порядке.







Через час такой прогулки мы пришли к воротам Едикуле (Yedikule kapisi) Эти ворота — построены османами, когда после захвата Константинополя в этой части решили построить крепость Едикуле (отсюда название ворот). Чуть южнее находились византийские ворота Феодосия, но они сейчас замурованы. Над воротами закреплена мраморная табличка с надписью арабской вязью.





Перед поездкой я прочитал, что в крепости Едикуле находятся знаменитые «Золотые ворота» (о них чуть ниже), что там находится Музей подземелий (тюрьма, где содержали преступников и неугодных султану заключенных). К тому же именно в данной крепости был убит султан Осман II, как показано в сериале «Империя Кёсем», и сейчас одна из башен крепости носит его имя.

Небольшая справка: Едикуле («Семибашенный замок») — знаменитая крепость в Стамбуле, устроенная Мехмедом Завоевателем в 1458 году, вскоре после взятия Константинополя, путём пристройки к четырём древним башням Феодосиевых стен у Золотых ворот города трёх более массивных башен. В крепости турецкие султаны хранили свою казну и архивы. Здесь же содержались политические противники султана, в том числе послы воевавших с ним держав (как, например, российские сидели четырежды - Петр Толстой дважды (1710-1711 и 1712-1713, по полгода), Алексей Обресков (1768 г., со всем штатом посольства, около года), Яков Булгаков (1789 г. 2,5 года)). В Едикуле были казнены многие опальные визири, последний император Трпезунда и господарь (правитель) Валахии Константин Брынковяну. Она построена на месте почти такой же византийской крепости, которая имела название Каструм Ротондум. От византийской крепости в Едикуле сохранилась только воротная башня, и то в сильно перестроенном виде.

Пройдя внутрь через ворота, мы пошли искать вход в саму крепость Едикуле. Свернув направо, мы пошли вдоль стены. Тут же находился небольшой двор, где бегала турецкая ребятня, которые с интересом на нас поглядывали (хотя должны были уже привыкнуть к толпам туристов). Но в этот день кроме нас рядом с крепостью никого не было. Совсем. Ни туристов, ни служащих музея-крепости, ни полиции, ни охранников. НИКОГО. Вход в крепость преграждали металлические барьеры с надписью «ПОЛИЦИЯ». Но самих служителей порядка видно не было. За барьерами виднелись мешки, строительные леса. Опять ремонт? Видимо турки, воспользовавшись пандемией и малым потоком туристов, решили провести ремонт во многих исторических достопримечательностях. Дело то благое, но нам от этого легче не стало — крепость, подземелья и «Золотые ворота» нам посмотреть не удалось.



Для информации: После завершения строительства стен Феодосия, здесь находились главные городские ворота, называемые Золотыми (греч., Chrysē Pylē). Золотые ворота представляли трехсводчатую мраморную триумфальную арку с большими створками из полированной латуни (сияющей как золото) и с двумя облицованными мрамором башнями, стоящими по краям. Раньше вершину арки украшала бронзовая статуя императора Феодосия, который правил колесницей, запряженной 4-мя слонами. Главные ворота обычно открывали только по особо торжественным случаям. Например через них торжественно проходили императоры-триумфаторы - Юстиниан, Ираклий, Василий Болгаробойца и многие другие. Именно к этим воротам прибивали щиты варяги и русичи в ходе своих набегов на Царьград (так именовали этот город наши предки). Золотые ворота Константинополя послужили прототипом для всех подобных «золотых ворот» на Руси — в Киеве и т. д. После постройки крепости Едикуле Золотые ворота заложили кирпичом и камнем и перестали использовать по прямому назначению.







Поняв, что в крепость мы никак не попадем, мы разочарованные двинулись дальше — решили обойти её по периметру и осмотреть хотя бы с внешней стороны.







Обогнув крепость с южной стороны, мы вышли на дорожную развязку, проходящую через железнодорожные пути.



Тут мы немного заплутали. Точнее мы хотели срезать путь и пройти через развалины какой-то старой фабрики сразу к морю, но не тут-то было. На карте в этом месте был отображен пешеходный мост через шоссе. Путь преграждал обрыв высотой метра два. Пришлось вернуться. Затем на этой развязке мы свернули не туда и оказались на территории собачьего питомника. Опять не то.



Вернулись и с третьей попытки вышли в парк южнее крепостной стены. Посреди этого парка возвышались развалины Мраморной башни (Marmara Kulesi).

Это самая южная башня старой крепостной стены. Она была построена в начале 15 века, на месте более древних укреплений. Эта башня действительно имеет мраморную нижнюю часть. Ранее воды Мраморного моря практически омывали подножье башни. Здесь находилась императорская пристань, куда швартовались корабли императоров, возвращаясь из морских походов





Для строительства прибрежного шоссе в современное время территория вокруг башни была засыпана, а часть крепостных стен была разобрана. И теперь руины Мраморной башни одиноко стоят посреди большого парка, как «тополь на Плющихе».





На этом данную часть рассказа я заканчиваю, хотя это были не все «приключения» в тот день (проезд «зайцем» на автобусе, поиски узбекского кафе и т. д.). Продолжение следует…
=================================

Подробное описание штурма Константинополя есть в ВИКИ по ссылке
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F_(1453)

Еще более подробный рассказ есть тут
http://www.world-history.ru/countries_about/2201.html

Данной теме посвящено несколько книг. Например книга Стивена Рансимена «Падение Константинополя в 1453 году» или «Константинополь. Последняя осада. 1453» за авторством Роджера Кроули.

Очень хороший рассказ о крепостной стене Феодосия в четырех частях есть в блоге Vladimir d’Ar, по ссылкам ниже:
https://vladimirdar.livejournal.com/124224.html
https://vladimirdar.livejournal.com/124594.html
https://vladimirdar.livejournal.com/126227.html
https://vladimirdar.livejournal.com/126575.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments