Omega45 (omega45) wrote,
Omega45
omega45

Categories:

Анталия. Апрель 2021. Старый город Калеичи

Освоившись в отеле, мы были готовы к ознакомлению с самим городом. Напомню, что единожды мы были проездом тут, о чем я писал выше. Сейчас же у нас представилась возможность осмотреть все достопримечательности не торопясь, без оглядки на время. Для поездок по городу нам пришлось приобрести транспортные карты «Antalya Kart”. Но этого было недостаточно. Карта должна быть привязана к QR-коду, который турист получает, заполняя специальную форму на сайте министерства туризма Турции (PLF). Пополнить карту можно почти на каждой остановке через специальный аппарат. Ничего сложного нет — положил карту, сунул купюру, забрал карту. Даже кнопки нажимать не надо. Карта работает на всех видах транспорта — трамвае, автобусе, даже на ретро-трамвае (но там стоимость проезда дороже, чем на обычном транспорте).

То, что для турков «ретро-трамвай», для нас, челябинцев, обычный повседневный вид транспорта. Такие трамваи родом из 70-80-х годов и сейчас колесят по дорогам наших городов. Современные же турецкие трамваи это уже совсем другой уровень комфорта. У нас таких еще пока нет в городе. Может где столице есть такие, но не у нас на Урале. А переплачивать за наше повседневное «ретро» было глупо, поэтому прокатившись раз на турецком ретро-трамвае, все остальное время мы гоняли на автобусах и современных трамваях. И дешевле, и комфортнее.

Из Википедии: В эллинистический период данный регион находился в составе царств Ликии и Памфилии. Перейдя в руки Пергамского царства, территория подверглась активному освоению, и в 159 году до н.э. по приказу пергамского царя Аттала II (греч. Ατταλος) на данном месте был основан город Атталия.
В 133 году город был завоёван римлянами. Позже стал зимней резиденцией императора Адриана. Долгое время Атталия была владением Рима, затем Византии.
В 1207 году сельджуки завоёвывают регион, и греческое название Атталия меняется на Адалия. В 1321—1423 годах Адалия была центром независимого сельджукского бейлика Теке. В 1423 г. Адалию (вместе с бейликом Теке) завоёвывают турки-османы. При них же город получает название Анталья.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F



Ну а самой старой частью гарода Анталия является квартал «Калеичи» расположенный в современном районе Муратпаша. В «Калеичи» за десять дней нахождения в Анталии мы наведывались несколько раз, но все эти посещения я объединил в один общий рассказ.
Итак, свое название (Калеичи) данный квартал берет от турецких слов «Кале» (замок, крепость) и «Ичи» (внутри). То есть «Внутри крепости». И действительно по всему периметру данный квартал обнесен крепостной стеной. Местами она разрушена, но большая часть стены и до сего дня выглядит внушительно и крепко.







Если двигаться по нашему маршруту от отеля Риксос к «Калеичи» вдоль побережья, то непосредственно перед входом в «старый город» раскинулась широкая площадь Республики с памятником, изображающим первого президента Турции Ататюрка верхом на коне. Через дорогу от площади находится каскадный фонтан, который так и называется «Анталия».



С площади, которая одновременно является смотровой площадкой и местом отдыха, открывается вид на старый город и порт. Тут же расположен лифт, на котором можно спустится в гавань.









Первое, что бросается в глаза, это высоченный, сложенный из кирпича, манарет Йивли (тур. Yivli Minare), который является частью мечети Алааддин, она же Великая мечеть (тур. Ulu Camii). Данную мечеть построил в 1230 году султан сельджуков Алааддин Кей-Кубад I (годы правления 1219—1237) Минарет виден практически из любой точки города, и с давних пор является символом города Антальи. Форма минарета, в разрезе напоминающая цветок с 8-ью лепестками, это не просто для красоты. Такая конструкция обладает повышенной устойчивостью. А это важно — данный регион сейсмоопасный, землетрясения случаются часто, и будь он другой формы, возможно давно бы обрушился. Именно из-за своей конструкции минарет получил название «Yivli», что означает «Рифлёный». К слову — в Калеичи есть минарет стандартной цилиндрической формы, который как раз и был поврежден во время одного из землетрясений.



Из Вики: «Кирпичный минарет расположен к востоку от мечети, на расстоянии четырёх с половиной метров от её юго-восточного угла. Высота минарета 38 метров, наверх по винтовой лестнице ведут 90 ступеней. Возможно, изначально ступеней было 99, по количеству эпитетов бога в исламе. Минарет стоит на каменном фундаменте квадратного сечения, высота которого 6,5 м, а сторона сечения 5,5 м. На полу минарета можно увидеть слова пророка Мухаммеда, выведенные бирюзовой и синей красками.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%99%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B8





Прямо за площадью с конной статуей Аттатюрка, ниже ярусом, находятся порт и гавань. Они не отличаются большими размерами, поэтому крутых и огромных яхт тут практически нет, хотя попадаются вполне крупные экземпляры, но до гавани Бодрума им конечно далеко. А в южной части гавани есть даже миниатюрный пляж.











Как и во всех турецких прибрежных городах, тут в Анталии тоже полно туристических кораблей, стилизованных под средневековые парусники, а на набережной десятки кафе, ресторанов продавцов мороженного. Но все кафе и рестораны из-за пандемии были закрыты (ну или почти закрыты — кое где перекусить все таки можно было, но для этого нужно было прятаться, либо оформлять регистрацию, типа, ты проживаешь при ресторане, как в отеле).





Тут же на пристани установлен бюст знаменитому пирату Барбароссе, ставшему впоследствии (при султане Сулеймане Великом) адмиралом турецкого флота — Хайретдином-Пашой. Ну и конечно старые бронзовые пушки. Куда же без них?





На противоположной стороне от памятника Барбароссе, находится небольшая мечеть Ишкеле Ками (Iskele Camii). Именно в данной мечети турецкие моряки молились перед отплытием. Мечеть регулярно ремонтировалась и сейчас выглядит вполне добротной, хотя очень маленькой.





Если не спускаться в гавань, и не сворачивать с площади в сторону минарета Йивли на улочки старого города, а пройти чуть дальше по улице, то слева будет рынок и площадь Калекапысы, а справа часовая башня - Antalya Saat Kulesi. «Саат кулеси» одно из самых «молодых» сооружений в районе старого города. В 1867 году германский император Вильгельм II решил сделать подарок тогдашнему османскому султану Абул-Хамиду II в честь 25-летия последнего. Подарком послужила целая партия больших фасадных часов. Одни из этих часов и решили установить в Анталии. Для этих целей была возведена башня, строительство которой завершилось в 1901 году. Когда-то циферблат украшали фигуры Иисуса и Девы Марии, но в конце 20 века их сняли из-за несоответствия мусульманским традициям.





Если пройти дальше башни по улице Джумхуриет, и на пересечение с улицей Ататюрка повернуть направо (двигаясь вдоль трамвайных путей), то метров через 200-ти будет еще один вход в старый город — знаменитые ворота Адриана. Это единственные сохранившиеся входные ворота стен, окружавших город и гавань.



Из Вики: Воро́та Адриа́на (тур. Hadrian Kapısı, тур. Üçkapılar, Учкапыла́р) — триумфальная арка, возведённая в честь римского императора Адриана, посетившего Атталию в 130 году.



Из Википедии:Ворота Адриана состоят из двух колоннадных фасадов, трёх въездных арок, возвышающихся над четырьмя пилонами, и башен, стоящих по обе стороны. В высоту ворота составляют около 8 метров. Южная башня, известная как Юлия Санкта, относится к римской эпохе, но, вероятно, была построена независимо от ворот. Нижняя часть Северной башни относится к римским временам, но её верхняя часть была перестроена в первой половине XIII века во время правления сельджукского султана Алаадина Кейкубада I и содержит надпись, выполненную арабской вязью. За исключением восьми гранитных колонн (по четыре с каждой стороны) сооружение полностью построено из белого мрамора. Арочные своды украшены цветочными и розеточными рельефами. Первоначально ворота состояли из двух уровней, и хотя мало что известно о верхнем, считается, что на нём располагались статуи императора и его семьи.
Во время реконструкции у подножия ворот были найдены бронзовые буквы, которые были частью надписи в честь Адриана. С 2017 года буквы разделены между различными музеями и частными коллекциями по всему миру. девять букв находятся в Вене, две в Берлине, а некоторые в Англии: в Британском музее в Лондоне и в Музее Ашмола в Оксфорде.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0_%D0%90%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0

Прямо напротив данных ворот, через дорогу находится еще одна мечеть — Каракаш (Karakaş Cami). Мечеть является новоделом, репликой старой мечети Каракаша, которую, как и многие другие, разрушили во времена сельджукского нашествия. Изначально оригинальная мечеть была построена в XIV-XVI веках. Архитектором по восстановлению в наше время был известный специалист - Тургут Джансевер (1921-2009). Работы по восстановлению исторической мечети начались в 1992 и завершились только в 2003 году. От многочисленных других мечетей, эта отличается наличием башенок-надстроек над куполами, что больше присуще византийской культуре, чем мусульманской. Таких конструкции купольной части мне ранее не приходилось наблюдать.









Со времен сельджуков и османов ворота Адриана были заложены камнями и блоками, и стали составлять одно целое с городской стеной. То есть не использовались в течение многих лет. Благодаря этому ворота сохранились. В 1950-х годах некоторые участки старых крепостных стен было решено снести. Во время этих работ данные замурованные ворота были расчищены от каменной кладки. В 1959 году ворота дополнительно были отреставрированы. Под воротами сохранилась оригинальная дорога римской эпохи, выложенная из камней. На ней можно увидеть глубокие борозды от многочисленных тележек, проезжавших в те далекие годы через городские ворота.







Эти ворота стали насколько значимой достопримечательностью Анталии, что не только туристы фотографируются около них, но даже местные турки устраивают свадебные фотосессии.



Пройдя через данные ворота внутрь старого города, ты оказываешься на узких и извилистых улочках Калеичи. Подобные узкие и извилистые улицы присущи многим средиземноморским городам, ведущим свою историю с средних веков. Есть такие улицы в Испании, Греции, Италии, Черногории и других странах. Но Калеичи имеет одну отличительную черту — если, например, в Испании архитектура таких городов имеет свой стиль (все строения похожи друг на друга), то в Калеичи можно наблюдать смешение разных культур и времен. Ориентироваться в Калеичи помогают вот такие информационные щиты, установленные в разных местах (кстати под номером 32 на схеме тот самый минарет, который обвалился в результате землетрясения, о чем я писал выше).



Глаза разбегаются при попытке осмотреть и запечатлеть окружающую обстановку. Тут и древнеримские ворота и башни, и каменные стены, которые строились при византийцах,а потом перестраивались турками. Архитектура традиционных турецких домов с выступающими балконами, чередуется с какими-то каменными развалинами, которые даже трудно идентифицировать по назначению.











Весь квартал Калеичи представляет собой кучу магазинчиков, кафе, ресторанов и небольших гостиниц. Жилых домов местного населения немного, да и то часто это «два-в-одном», то есть комнаты для жилья располагаются на верхних этажах, а внизу может находится магазин по продаже ковров или сувениров. Бродить по этим улочкам можно часами, а если устанешь, то имеется много мест для отдыха — хоть просто скамейки, хоть кафе или ресторан. Хотя в пандемию многие заведения питания были закрыты или работали подпольно, но когда-нибудь это ковидобесие закончится, и все вернется на круги своя.















Вот так гуляя по улочкам старого города, мы вышли к самой южной его части. Там находится еще одно древнее сооружение — Башня Хыдырлык (тур. Hıdırlık Kulesi — Глупая башня, Башня глупцов). На схеме выше она обозначена цифрой 38.

Несмотря на свое турецкое название (Хыдырлык), к туркам эта башня не имеет отношения. Данное сооружение было построено римлянами примерно во II-м веком н.э. Точных сведений о прдназначении этой башни до наших времен не сохранилось Поэтому историки спорят на этот счет и выдвигают три версии:
- первая — это оборонительное сооружение, но смущает отсутствие таких элементов как бойницы, да и высота ее всего 13,5 метров, что маловато для хорошей защиты.
- вторая версия — это маяк, но опять таки высота башни для маяка не очень большая.
- и третья версия (которая нравится лично мне) — это сооружение было когда-то гробницей местной знати. В пользу этой версии говорит то, что внутри башни находится огромная квадратная каменная глыба (как алтарь или постамент для саркофага).



Сейчас в башню никого не пускают. Рядом с ней проводятся раскопки археологами. Ранее вход осуществлялся через дверь в восточном фасаде. Из небольшого зала по узкой лестнице можно было попасть на верхний этаж. Согласно дошедшим до нас описаниям, прежде башня имела остроконечную крышу, которая, возможно, была снесена во времена Византийской империи.



И все же, если внимательно осмотреть эту «башню» и сравнить ее с другими сооружениями древних римлян, то она действительно больше похожа по своей конструкции на гробницу, с которой просто сняли все декоративные элементы — лепнину, статуи, орнаменты. Она схожа с гробницей Цецилии Метеллы в Риме.
Более подробно на эту тему можно прочитать тут https://bestlj.ru/145831-Bashnja-KHydyrlyk-samyjj-bolshojj-rimskijj-mavzolejj-Turcii.html По ссылке имеется много фото, в том числе внутренних помещений, и приводятся доводы в пользу этой версии.



Примечательный исторический факт: в ходе второго покорения города в 1216 году турки объявили христианам джихад. И после захвата города установили на стенах Калеичи для устрашения каменные таблички с угрозой смерти. Однако написаны они были арабской вязью, которую греки-христиане не понимали.



Ну а я завершаю свой краткий рассказ о Калеичи. Очень сложно передать текстом и фото всю атмосферу этой части Анталии. Такие места нужно наблюдать визуально, слышать голоса местных жителей, звуки призыва к молитве из мечети, вдыхать запахи моря, турецкого кофе и сладостей. Нам удалось посетить этот квартал несколько раз за данную поездку, чего и вам желаю.



Продолжение следует….
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments